Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Работа

 СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПАТИИ АССЕРТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ

 Л. Н. Левкевич, заместитель директора по воспитательной работе

ГУО «Средняя школа № 19 г. Барановичи», Беларусь

 Система образования продолжает делать акцент на развитии интеллекта с неизмеримо меньшим вниманием к развитию эмоциональной сферы личности обучаемых. В системе образования происходят изменения, направленные на увеличение числа математических, технических наук, и уменьшение гуманитарных наук. Сегодня все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением. Между тем, именно межличностное общение способно структурировать эмоциональный мир личности, содействовать его развитию, формированию навыков самопонимания и самовыражения. Данное положение в наибольшей степени применимо к учащимся подросткового возраста, для которых интимно-личностное общение со сверстниками выступает ведущим видом деятельности.

От того, как складывается процесс взаимодействия подростка с референтной группой, зависит его эмоциональное благополучие. К числу механизмов, регулирующих поведение подростков и обеспечивающих конструктивное общение, относят эмпатию.Высокий уровень межличностной эмпатии способствует сбалансированности межличностных отношений подростков, определяет социальную приемлемость их поведения. Низкий уровень межличностной эмпатии выступает фактором затрудненного общения [1].

Вместе с тем, проявление эмпатии требует учета психологических границ личности партнера по общению, с одной стороны, и социальной смелости, уверенности в себе для демонстрации эмпатийной позиции, с другой стороны. Таким образом, ассертивность личности имеет важное значение для ощущения партнером по общению эмпатийности подростков. Навыки ассертивного поведения содействуют повышению ответственности, эмоциональности и конгруэнтности в подростковом возрасте [2]. Поэтому актуальность приобретает развитие у подростков ассертивности. В.А. Шамиева подчеркивает, что ассертивность как свойство личности позволяет строить межличностные взаимоотношения, которые способствуют творческому росту и саморазвитию на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими [3, с. 235].

Высокий уровень ассертивности позволяет овладеть подросткоам конгруэнтной эмпатией. Под конгруэнтной эмпатией Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина и Е.Н. Козлова понимают способность к последовательному выражению понимания другого в речи и/или действии; гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого [4, с. 62].

Целью исследования былоизучение взаимосвязи межличностной эмпатии и ассертивности в подростковом возрасте.

Базой исследования выступила средняя школа № 21 г. Барановичи. Выборку исследования составили 50 подростков в возрасте от 13 до 15 лет (учащиеся 8 классов).

Исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: существует взаимосвязь между уровнем ассертивности и уровнем сформированности компонентов межличностной эмпатии у подростков.

Диагностический инструментарий исследования представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Методики исследования

Компоненты эмпатии

Методики

Предмет диагностики

Когнитивный

«Методика диагностики уровня развития способности к ин­терпретации невербального поведения в межличностном обще­нии» (В.А. Лабунская): задачи № 1-5, 8-9

уровень раз­вития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии и степень точности распознания эмоциональных состояний в зависимости от модальности пережива­ний

Эмоциональный

«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (модификация В.А. Лабунской)

уровень выра­женности способности к эмоциональному отклику на пережива­ния другого и степень соответствия знака пере­живаний объекта и субъекта эмпатии

Поведенческий

Методика В.А. Лабунской: задачи № 6-7

уровень развития способности к адекват­ному выражению эмпатического ответа на переживания объекта эмпатии и степень адекватности эмпатического ответа в зависимости от его типа (вербальный и невербальный)

Интегральная оценка

«Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко)

общий уровень эмпатии как сочетания рационального, интуитивного и эмоционального каналов

 

При выборе методики на определение уровня ассертивности мы остановились на методике В. Каппони и Т. Новака.

Проанализируем взаимосвязь когнитивного компонента межличностной эмпатии и уровня ассертивности подростков.

Наиболее значимая связь выявлена уровня ассертивности подростков с такими составляющими когнитивного компонента межличностной эмпатии, как способность определять интеллектуально-волевые эмоциональные состояния и отношения на основе индивидуального невербального поведения (β2=-0,23), эмоциональное состояние по выражению лица (по мимике) (β3=-0,22) и способность кодировать экспрессию эмоциональных состояний, контролировать свое экспрессивное поведение (β9= 0,33). Следовательно, чем выше уровень ассертивности у подростков, тем им труднее верно определять эмоциональное состояние человека по мимике и интеллектуально-волевые состояния по особенностям невербального поведения человека и их эмоциональные оттенки: размышление-задумчивость (нейтральное состояние, спокойствие, уравновешенность), размышление–задумчивость (страх, тревога, отчаяние); мышление–задумчивость (страдание, грусть, печаль); размышление–задумчивость (угроза, гнев, решительность); размышление–задумчивость (удивление, растерянность, вопрос); размышление–задумчивость (восторг, радость, «озарение»). На наш взгляд, это может быть обусловлено тем, что ассертивные подростки отказываются от стереотипов в восприятии и интерпретации невербального поведения и эмоционального состояния собеседника, они стремятся реагировать на ситуацию с позиции «здесь – и – сейчас», смело высказывают свои предположения. Вместе с тем, низкая степень осведомленности подростков в области эмоциональных проявлений личности приводит к тому, что открытость и смелость в выражении своих суждений (как проявление ассертивности) обусловливает называние ими только интеллектуально-волевых состояний наряду с возникновением трудностей в обозначении эмоциональных оттенков данных состояний.

Чем выше ассертивность подростков, тем более открыто и конгруэнтно они выражают свои эмоции (на вербальном и невербальном уровне): верно интерпретируют свои эмоции по фотоснимкам своего выражения лица. Следовательно, ассертивность содействует открытости, спонтанности, экспрессивности в выражении своих чувств и способности к импровизации.

Выявлена прямая связь между уровнем ассертивности подростков и способностью адекватно интерпретировать состояния и отношения человека на основе его позы (β1=0,18), устанавливать адекватные связи между вербальным и невербальным поведением человека (β8 = 0,01). Полученные результаты обусловлены тем, что собственная когруэнтность поведения как составляющая ассертивности сопровождается повышением чувствительности подростков к конгруэнтности в поведении других людей. Они избегают «двойных посланий» в межличностном взаимодействии и, как следствие, могут точно определить эмоциональное состояние собеседника, благодаря интерпретации скрытого смысла их высказываний.

Обратная связь установлена между способностью прогнозировать эмоциональное состояние людей на основе их пантомимики (β4=-0,02), способностью определять эмоциональное состояние людей в конкретной ситуации взаимодействия на основе интерпретации их вербального и невербального поведения (β5=-0,09). Таким образом, чем выше уровень ассертивности подростков, выражающейся в уверенном поведении, сочетающимся с доброжелательным отношением к другим, тем труднее им прогнозировать эмоциональное состояние собеседника по особенностям невербального поведения. Это может быть обусловлено тем, что ассертивные личности отдают предпочтение исследованию психологических границ других людей, прояснению специфики переживания ими конкретной ситуации и отказываются от шаблонов реагирования на невербальное поведение. Они понимают вариативность эмоциональных состояний, которые могут скрываться за особенностями невербального поведения.

Проанализируем взаимосвязь поведенческого компонента межличностной эмпатии и уровня ассертивности подростков. Установлена прямая связь между умением регулировать отношения в эмоционально-отрицательную сторону (β6=0,02) и умением регулировать отношения в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону с помощью выбираемых экспрессивных паттернов (β7=0,09). Значит, чем выше уровень ассертивности подростков, тем в большей степени сформирована у подростков способность к оказанию другим людям эмоциональной поддержки в процессе взаимодействия с ними. Они умеют давать адекватный эмпатический ответ (вербально­го и невербального типа) на переживания другого, ис­пользовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека. Ассертивность позволяет подросткам аутентично выражать свои чувства. Подростки, обладающие ассертивностью, умеют вызвать партнера по общению на взаимную эмпатию, выражать суждения по поводу мыслей и чувств другого человека в форме, актуальной для его личного опыта, использовать формы обращения, которые бы меньше всего причиняли вред другому человеку. Они конструктивно оказывают эмоциональную поддержку собеседнику (не обесценивают его чувства, не снижают значимость их переживаний, не навязывают свое эмоциональное отношение к ситуации, принимают их переживания).

Проанализируем прямую связь эмоционального компонента межличностной эмпатии и уровня ассертивности подростковэк=0,02). Соответственно, чем выше уровень ассертивности, тем выше степень проявления подростками эмоционального компонента межличностной эмпатии. Подростки с высоким уровнем ассертивности обладают высокой способностью вчувствования в переживания собеседника, к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека ассертивными подростками осуществляется путем эмоционального вчувствования в его переживания. Они склонны к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Ассертивность подростков сочетается с высоким уровнем эмоциональной децентрации.

Определена прямая связь между уровнем межличностной эмпатии и уровнем ассертивностиоуэ=0,06). Высокий уровень ассертивности личности сочетается со способностью подростков эмоционально реагировать и откликаться на пе­реживания другого человека в процессе общения с ним, распознавать эмоциональные состояния другого человека и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; выбирать адекватный эмпатический ответ (вер­бального и невербального типа) на переживания другого. При этом выражение сочувствия и сопереживания осуществляется ассертивными подростками на основе осознания своей ответственности за эмоциональное состояние собеседника и побуждает их использовать способы предъявления эмоционального отклика, в наименьшей степени травмирующие собеседника. Ассертивные подростки не только точно обозначают чувства и эмоции, которые вызывает у них трудная жизненная ситуация собеседника, но и умеют оказывать содействие собеседнику в осознании и правильном выражении его переживаний.

Рассмотрим взаимосвязь компонентов эмпатии и независимости (автономности) как компонента ассертивности.

Проанализируем взаимосвязь когнитивного компонента межличностной эмпатии и уровня автономности подростков как составляющей ассертивности.

Наиболее значимая прямая взаимосвязь выявлена между независимостью (автономностью) и способностью кодировать экспрессию эмоциональных состояний, контролировать свое экспрессивное поведение (β9= 0,40). Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокий уровень независимости подростков позволяет им искренне выражать свои эмоции и чувства, позволяет достигать конгруэнтности в выражении своего эмоционального состояния.

Прямая взаимосвязь независимости (автономности) как компонента ассертивности выявлена с уровнем сформированности у подростков умения адекватно интерпретировать эмоциональное состояние человека на основе его позы (β1=0,22); устанавливать адекватные связи между вербальным и невербальным поведением человека (β8 = 0,14). Высокий уровень независимости позволяет подросткам отходить от известных им шаблонов в интерпретации невербального поведения и высказывать свою оригинальную точку зрения. Независимость подростков сопровождается увеличением возможностей для проявления ими психологической наблюдательности: у них присутствует желание составить свое представление об эмоциональном состоянии человека на основе соотнесения его вербального и невербального поведения, в обход мнения большинства.

Обратная связь установлена между независимостью (автономностью) и адекватностью интерпретации интеллектуально-волевых эмоциональных состояний и отношений на основе индивидуального невербального поведения (β3= -0,31). Таким образом, чем ниже уровень автономности подростков, выражающейся в осознанности своего поведения, степенью индивидуализации, тем труднее им оценивать совокупность признаков, указывающих на то или иное эмоциональное состояние другого человека, учитывая невербальное поведение.

Обратная взаимосвязь независимости (автономности) как компонента ассертивности выявлена с умениями адекватно интерпретировать эмоциональные состояния человека на основе его мимики (β2=-0,22); отношения людей, включенных в невербальную интеракцию (диада, группа) (β4=-0,14); невербальное поведение с помощью определения связей и отличий между психологическим содержанием различных элементов невербального поведения (β5=-0,13). Чем выше уровень независимости подростков от внешних влияний и оценок, чем более четкими являются их психологические границы личности, тем труднее им давать верную оценку эмоциональной составляющей в отношениях между людьми, соотносить вербальные и невербальные аспекты выражения эмоционального состояния человека в условиях ситуации затрудненного общения. Данный факт может быть обусловлен тем, что подростки с высоким уровнем независимости как составляющей ассертивности ожидают от других людей также ассертивного поведения и не учитывают, что среди неассертивных личностей широко распространены приемы закрытого выражения чувств, «двойные послания» (по Г. Бейтсу).

Проанализируем взаимосвязь эмоционального компонента межличностной эмпатии и уровня автономности подростков как составляющей ассертивности.

Взаимосвязь между эмоциональным компонентом межличностной эмпатии и автономностью прямая (βэк=0,12). Значит, чем выше уровень автономности подростков, тем в большей степени они способны входить в эмоциональный резонанс с окружающим и проявлять эмоциональную отзывчивость.

Проанализируем взаимосвязь поведенческого компонента межличностной эмпатии и уровня автономности подростков как составляющей ассертивности.

Установлена обратная связь между уровнем автономности подростков и умением регулировать отношения в эмоционально-отрицательную сторону (β6=-0,11), умением регулировать отношения в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону с помощью выбираемых экспрессивных паттернов (β7=-0,009). Таким образом, чем большей независимостью обладают подростки, тем в меньшей степени у них сформировано умение регулировать эмоциональные отношения в группе, диаде. Данный факт может быть вызван тем, что независимость как составляющая ассертивности предполагает открытость в общении. В результате подростки могут отрыто выражать свою эмоциональную реакцию на наблюдаемые взаимоотношениях других людей и не всегда осознавать, насколько их прямолинейность может эмоционально задевать взаимодействующих субъектов.

Установлена прямая взаимосвязь между общим уровнем эмпатии и автономностьюоуэ=0,0004). Подростки, отличающиеся автономным поведением и ответственностью за свои воздействия на других людей, обладают способностью к рационально-эмоционально-интуитивному отражению другого человека и оказанию ему эмоциональной поддержки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1                Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская. – М.: Академия, 2001. – 288 с.

2                Оганян, Л.В.Формирование ассертивности подростков-воспитанников кадетской школы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Оганян. – М., 2012. – 195 с.

3                         Шамиева, В.А. Ассертивная позиция личности как условие в решении проблем в особых условиях жизнедеятельности / В.А. Шамиева. // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. науч. ст. межд. и науч.-практ. конф. – Владивосток, 2011. – 373 с.

4                Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 61 – 68.

 

Разделы сайта